Накануне дня памяти иконы Божией Матери Боголюбская, настоятель Смоленской иконы Божией Матери станицы Шумилинской иерей Александр Туховский посетил родное пепелище слободу Верхнемакеевскую. По доброй традиции, батюшка посетил 14 семей и оказал благотворительную помощь в виде продуктовых наборов.
Краткая историческая справка:
В живописной долине речки Ольховой раскинулась слобода Верхнемакеевка.
Если ехать по трассе Миллерово – Вешенская от райцентра Кашарского района в сторону Тихого Дона, не пройдет и получаса, как увидишь слева, на холмах окраины строения слободы Верхнемакеевка.
Летом зеленая, а в зимнее время заснеженная, осенью и весной темнеющая раскисшим черноземом, эта всхолмленная местность – частица Средне – Русской возвышенности.
Первые строки истории написаны более 300 лет назад. Еще тогда, в конце 17 века, в среднем течении реки Ольховой на ее левом берегу – притоке Яблоневом поселились беглые крестьяне в нетронутой степи, богатой пресной водой и рыбой, лесными зарослями и дичью. Они надеялись зажить вольной жизнью, скрыться от царя и помещиков, уйти от крепостного гнета.
Здесь, в бассейне реки Дон на юго-восточной окраине Российской империи, лишь некоторое время спустя беглецы почувствовали «вольницу». И в этом богатом краю действовали законы времени, законы общественно-экономической формации : шло расслоение вольных людей на домовитых (богатых) казаков и голутвенных (бедных). Последних особенно было много в нашей северной части Донского края.
Сложные взаимоотношения верхушки казачества и голутвенных не могли не «качнуть» здешнее население.
Есть все основания допустить, что жители городков, расположенных по рекам Яблоневая и Ольховая участвовали в крестьянской войне за народную волю под предводительством Степана Разина в 17 веке ; в крупном восстании под предводительством Кондратия Булавина в начале 18 века, в ходе которого была уничтожена карательная экспедиция князя Долгорукова, пытавшегося вернуть беглых крестьян помещикам.
Слобода Верхнемакеевка образована в 1763 году и названа в честь прадеда помещика Иловайского – МАКЕЕЯ.
Как и на всем Дону, помещичье землевладение, появившееся здесь не было крупным.
Помещик владел таким же количеством земли, как и кулаки. Старые села и хутора в округе донесли до нас историю заселения и тяжелой жизни наших земляков в недалеком прошлом.
Хутор Голоштановка, хутор Некуда деться – эти названия, до сих пор не забытые нашими людьми, говорят о прошлой нищенской жизни.
Часто помещики и хозяева купленных и или выгранных людей давали их поселениям насмешливые , унизительные названия. Вошколуповка – так назывался один из хуторов. Но верящие в новое, народ давал новым местам и другие названия.
Хуторами Квиткинский и Вишневкой называли свое место жительства выходцы из Малороссии (Украины) в надежде украсить свою жизнь квитками, цветами. А может быть в память о цветущих украинских садах , с которыми они вынужденно расставались.
Хутором Ново-Чигириновским назвали переселенцы из города Чигирина, родины Богдана Хмельницкого – легендарного вождя украинского народа в борьбе за воссоединение Украины с Россией. По долине реки Ольховой заселение местности крестьянами, купленными, выигранными было особенно интенсивным во время крепостного права.
В большой и многолюдной слободе Верхнемакеевка крестьянам жилось до крайности трудно и после отмены крепостного права. Люди жили в саманных хатах, крытых соломой и камышом. В наиболее благоприятных крестьянских хозяйствах ( где были взрослые и здоровые сыновья, работающие в поле) были корова и лошадь, в более крепких – пара быков, иногда обцы. Чаще всего хозяйства были бескоровными и безлошадными. Жили единолично, замкнуто, в поте лица трудясь весь год и особенно летом, чтобы только прокормить семью, чтобы меньше голодать зимой, чтобы протопить хату, чтобы перезимовать худобу. Кормовая база в крестьянских хозяйствах была очень слабой. Часто к весне соломенные и травяные крыши были скормлены скоту. В 1913 году в слободе Верхнемакеевка от бескормицы погибло 250 коров.
После отмены крепостного права крестьяне вынуждены были покупать, а чаще арендовать землю у помещика по 50 копеек за десятину. Цены на землю постоянно росли и к 1913 году они достигли 10 рублей за десятину.
Все сельскохозяйственные работы велись вручную. Иногда соседи объединялись и в складчину покупали веялку, новый плуг или другой инвентарь. Это было большой удачей для трудовой семьи. Но большинство крестьян ничего не имели, кроме рабочих рук и вынуждены были идти работать к помещикам или «в сроки» — на заработки к панам.
Почти каждая крестьянская семья как-то зависела от помещика или кулака, брали в долг временно инвентарь. За все это, сверх денег, брали еще отработкой.
Верхнемакеевцы часто нанимались на работу к помещику Полякову, имение которого находилось на территории совхоза «Красный колос». К помещику Нифонтову, который жил в Ново-Павловке.
Отец Александр просит ради Христа и Пресвятой Богородицы Марии, Православных христиан оказать помощь храму, у нас нет средств для посещения нуждающихся селян, нет средств для строительства храма, просим оказать благотворительную помощь, со смирением и братской любовью иерей Александр Туховский, храни всех Бог+++
SOS!!! Нам нужна помощь, внесите свою лепту, закажите требы, помогите храму+++