Накануне дня памяти

Накануне дня памяти иконы Божией Матери Боголюбская, настоятель Смоленской иконы Божией Матери станицы Шумилинской иерей Александр Туховский посетил родное пепелище слободу Верхнемакеевскую. По доброй традиции, батюшка посетил 14 семей и оказал благотворительную помощь в виде продуктовых наборов.
Краткая историческая справка:
В живописной долине речки Ольховой раскинулась слобода Верхнемакеевка.
Если ехать по трассе Миллерово – Вешенская от райцентра Кашарского района в сторону Тихого Дона, не пройдет и получаса, как увидишь слева, на холмах окраины строения слободы Верхнемакеевка.
Летом зеленая, а в зимнее время заснеженная, осенью и весной темнеющая раскисшим черноземом, эта всхолмленная местность – частица Средне – Русской возвышенности.
Первые строки истории написаны более 300 лет назад. Еще тогда, в конце 17 века, в среднем течении реки Ольховой на ее левом берегу – притоке Яблоневом поселились беглые крестьяне в нетронутой степи, богатой пресной водой и рыбой, лесными зарослями и дичью. Они надеялись зажить вольной жизнью, скрыться от царя и помещиков, уйти от крепостного гнета.
Здесь, в бассейне реки Дон на юго-восточной окраине Российской империи, лишь некоторое время спустя беглецы почувствовали «вольницу». И в этом богатом краю действовали законы времени, законы общественно-экономической формации : шло расслоение вольных людей на домовитых (богатых) казаков и голутвенных (бедных). Последних особенно было много в нашей северной части Донского края.
Сложные взаимоотношения верхушки казачества и голутвенных не могли не «качнуть» здешнее население.
Есть все основания допустить, что жители городков, расположенных по рекам Яблоневая и Ольховая участвовали в крестьянской войне за народную волю под предводительством Степана Разина в 17 веке ; в крупном восстании под предводительством Кондратия Булавина в начале 18 века, в ходе которого была уничтожена карательная экспедиция князя Долгорукова, пытавшегося вернуть беглых крестьян помещикам.
Слобода Верхнемакеевка образована в 1763 году и названа в честь прадеда помещика Иловайского – МАКЕЕЯ.
Как и на всем Дону, помещичье землевладение, появившееся здесь не было крупным.
Помещик владел таким же количеством земли, как и кулаки. Старые села и хутора в округе донесли до нас историю заселения и тяжелой жизни наших земляков в недалеком прошлом.
Хутор Голоштановка, хутор Некуда деться – эти названия, до сих пор не забытые нашими людьми, говорят о прошлой нищенской жизни.
Часто помещики и хозяева купленных и или выгранных людей давали их поселениям насмешливые , унизительные названия. Вошколуповка – так назывался один из хуторов. Но верящие в новое, народ давал новым местам и другие названия.
Хуторами Квиткинский и Вишневкой называли свое место жительства выходцы из Малороссии (Украины) в надежде украсить свою жизнь квитками, цветами. А может быть в память о цветущих украинских садах , с которыми они вынужденно расставались.
Хутором Ново-Чигириновским назвали переселенцы из города Чигирина, родины Богдана Хмельницкого – легендарного вождя украинского народа в борьбе за воссоединение Украины с Россией. По долине реки Ольховой заселение местности крестьянами, купленными, выигранными было особенно интенсивным во время крепостного права.
В большой и многолюдной слободе Верхнемакеевка крестьянам жилось до крайности трудно и после отмены крепостного права. Люди жили в саманных хатах, крытых соломой и камышом. В наиболее благоприятных крестьянских хозяйствах ( где были взрослые и здоровые сыновья, работающие в поле) были корова и лошадь, в более крепких – пара быков, иногда обцы. Чаще всего хозяйства были бескоровными и безлошадными. Жили единолично, замкнуто, в поте лица трудясь весь год и особенно летом, чтобы только прокормить семью, чтобы меньше голодать зимой, чтобы протопить хату, чтобы перезимовать худобу. Кормовая база в крестьянских хозяйствах была очень слабой. Часто к весне соломенные и травяные крыши были скормлены скоту. В 1913 году в слободе Верхнемакеевка от бескормицы погибло 250 коров.
После отмены крепостного права крестьяне вынуждены были покупать, а чаще арендовать землю у помещика по 50 копеек за десятину. Цены на землю постоянно росли и к 1913 году они достигли 10 рублей за десятину.
Все сельскохозяйственные работы велись вручную. Иногда соседи объединялись и в складчину покупали веялку, новый плуг или другой инвентарь. Это было большой удачей для трудовой семьи. Но большинство крестьян ничего не имели, кроме рабочих рук и вынуждены были идти работать к помещикам или «в сроки» — на заработки к панам.
Почти каждая крестьянская семья как-то зависела от помещика или кулака, брали в долг временно инвентарь. За все это, сверх денег, брали еще отработкой.
Верхнемакеевцы часто нанимались на работу к помещику Полякову, имение которого находилось на территории совхоза «Красный колос». К помещику Нифонтову, который жил в Ново-Павловке.

Отец Александр просит ради Христа и Пресвятой Богородицы Марии, Православных христиан оказать помощь храму, у нас нет средств для посещения нуждающихся селян, нет средств для строительства храма, просим оказать благотворительную помощь, со смирением и братской любовью иерей Александр Туховский, храни всех Бог+++

Один ответ на “Накануне дня памяти

Комментарии недоступны.